7 вопросов, которые помогут детям выявить фейки и активизировать критическое мышление:
- Кто автор этой информации? Можно ли доверять этому лицу или источнику?
- Могу ли я найти эту информацию на других независимых источниках? Подтверждают ли эту информацию разные источники?
- Какова цель этой информации? Может ли она быть направлена на манипулирование моими убеждениями или чувствами?
- Есть ли у этой информации доказательства или факты, подтверждающие ее достоверность? Могу ли я проверить эти доказательства?
- Какая эмоциональная реакция вызывает у меня эту информацию? Может ли моя эмоциональная реакция повлиять на способность объективно оценивать ее?
- Могу ли я найти противоречивость или нелогичность этой информации? Соответствует ли она общепринятым фактам или правилам?
- Могу ли я проверить дату публикации этой информации? Актуальна ли она, возможно ли уже устарела?
Эти вопросы помогут детям стать более осведомленными и критически мыслящими потребителями информации, что поможет им обнаруживать и избегать фейков.
Приемы фактчекинга, которые следует овладеть каждому
- Осторожно выбирайте новостные источники: Не читайте новости на неизвестных сайтах. Если информация важна, она точно будет доступна на авторитетном сайте, где информацию проверяют перед публикацией.
- Проверка информации в нескольких источниках: Даже авторитетные сайты иногда могут ошибаться. Поэтому всегда проверяйте новость в нескольких источниках.
- Сомневайтесь в неподтвержденных данных: Только свидетельство очевидцев, фотографии/видео или опубликованные документы могут доказать факт. Все остальное – субъективные суждения.
- Проверьте источник информации: Посмотрите, приведена ли ссылка на первоисточник информации.
- Исследуйте владельцев сайтов: Посмотрите, какая организация является владельцем/администратором сайта. Частота обновления и разделы "О нас" и "Контакты" также могут помочь оценить надежность сайта.
- Понимайте доменное имя сайта: Доменное имя (.gov, .edu, .org, .com, .ua) может указать надежность веб-сайта.
- Анализируйте фишки сайта/группы: Некоторые веб-сайты могут специализироваться на фейках или шутливых новостях.
- Проверьте информацию в вебархиве: Часто измененные новости могут быть найдены в веб-архиве Google.
- Просмотрите дату публикации: Проверьте первую дату публикации текста или изображения.
- Проверьте метаданные изображения или видео: Используйте сервисы Exif Viewer или EXIF data для проверки метаданных изображения или видео.
- Проверьте место съемки видео/фото: Используйте Google Maps или Google Street View для проверки места съемки.
Во избежание потенциальных интернет-угроз, в частности фейковой информации, важно соблюдать безопасное поведение в сети. Это означает, что вы должны осознавать свои действия во время использования Интернета, чтобы не только удовлетворять свои потребности, но и избегая возможных негативных последствий для вас и других. Такое ответственное поведение поможет обезопасить вас от возможных вредных влияний на ваше физическое, психическое и социальное благополучие, а также имущество.
Правила безопасного поведения в интернете для детей во время войны
При получении запросов от других пользователей Интернета, особенно по предоставлению частной информации, необходимо быть особенно осторожным. Хранение личной информации, такой как номер телефона, место работы родителей или местонахождение родственников в войсках, является ключевым аспектом обеспечения безопасности. Даже в случае если это осуществляется через онлайн-друга, которого вы знаете в реальной жизни, предоставлять такую информацию не рекомендуется. Часто личные профили в Интернете могут быть украдены или использованы для создания фейковых аккаунтов.
Дополнительно, если кто-то просит вашего ребенка выполнить действия, которые могут ему навредить или привести к потенциальным негативным последствиям для вас, вашей семьи, военных или вашего города, в обмен на деньги, подарки или выигрыш в играх, важно предупредить детей о рисках такого общения. Вместо этого следует немедленно заблокировать аккаунт такого лица и проинформировать об этом взрослых, которым вы доверяете.
Кроме того, если ребенок автоматически присоединяется к неизвестным группам или сообществам в сети, важно отписаться от них и заблокировать их, а затем сообщить об этом взрослым, которым ребенок доверяет. Поддержка от взрослых и открытое общение о событиях в Интернете, которые вызывают у ребенка неприятные ощущения, помогают предотвратить возможные риски.
В частности, важно избегать размещения информации о расположении военных объектов или техники, а также избегать фотографирования мест взрывов и военных действий. Это может вызвать серьезные последствия для вас и вашего города.
В целом важно уделять внимание безопасности в Интернете и своевременно реагировать на потенциальные угрозы, общаясь с детьми и оказывать им необходимую поддержку.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ (ФЕЙКОВ, МАНИПУЛИРОВАНИЯ, ПУБЛИКАЦИИ НЕПРИНИМАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА)?
- Служба поддержки или администрации социальных сетей/сайта.
- Полиция (102) или киберполиция (callcenter@cyberpolice.gov.ua, тел. 0800505170).
- Национальная детская горячая линия «ЛА СТРАДА УКРАИНА» (тел. 0 800 500 225, 772 или 116 111).
- Портал https://report.iwf.org.uk/ru и https://stop-sexting.in.ua/send/ для удаления контента, изображающего насилие над ребенком.
- Чат-ботов "Киберпес" (у Вайбер и Телеграмм) и "Stop Sexting Bot" (в Телеграмм).
- Контакт-центр предоставления бесплатной правовой помощи (тел. 0 800 213 103).
- Правительственная консультационная линия по безопасности детей в Интернете (тел. 1545, далее выбрать «3»).
- Уполномоченный президента Украины по правам ребенка (тел. 044 255 76 75).