Digital.Report: Изменилась ли динамика продаж лицензионного ПО в Украине за последние три года? Можно ли говорить о существенном спросе на легальный софт?
Анна Боднарчук: Экономическая ситуация в целом и резкое обесценивание национальной валюты в частности, конечно, не могли не повлиять на динамику продаж лицензионного ПО, особенно если учесть тот факт, что подавляющее большинство вендоров находится не в Украине. Но при этом нельзя и сказать, что рынок умер, скорее ситуацию можно описать так: рядовой пользователь еще больше считает деньги и откладывает покупку лицензионных программ на потом, больше интересуется ценой, чем брендом, использует бесплатные аналоги. Коммерческий и государственный секторы, наоборот, активно начали переходить на легальный софт, о чем можно судить, например, по количеству запросов на тендерных площадках.
Без соответствующих законов и их исполнения мы еще долго будем наблюдать показатель пиратства на уровне 90%+.
Изменяется ли доля продаж коробочных продуктов по сравнению с цифровыми (ключами)? Через сколько лет можно прогнозировать 100% переход на цифровые продажи?
Да, доля коробочных продуктов постоянно падает, но тут есть нюансы. Тренд в логистике диктует не только пользователь или разработчик, он также зависит от законодательства страны. Возможность приобрести цифровые коды присутствует практически у всех вендоров, а вот необходимость компании в получении печатного сертификата пока еще не исключена в Украине, а это требует дополнительных затрат. Так что полностью переход на электронные ключи случится в тот год, когда будет изменено законодательство. Кстати, «коробки» многие вендоры используют теперь только для розницы в качестве маркетингового инструмента – видимое присутствие бренда на полках в магазине.
Что, на ваш взгляд, стимулирует потребление легального ПО: качество лицензионных программ и их поддержка или практика преследования пользователей контрафактных копий? Например, Microsoft практикует юридическое устрашение пиратов.
Лучше всего в нашей стране, к сожалению, работает «волшебный пендель». Без соответствующих законов и их исполнения, мы еще долго будем наблюдать показатель пиратства на уровне 90%+.
Удалось ли в Украине изменить отношение к цифровому пиратству? Какие проблемы вы, как дистрибьютор легального контента, видите на рынке?
Нет, отношение к цифровому пиратству, особенно на бытовом уровне, изменить практически не удалось. Как я уже говорила, самая основная проблема – это отсутствие соответствующих законов и контроля со стороны государства, которое не защищает сегодня авторское право. Также отмечу бездействие со стороны большинства вендоров, которые не защищают себя, – они ясно понимают, что при отсутствии регулятора потратят больше сил, чем получат от этого выгоду.
Вендоры не защищают себя из-за отсутствия регулятора.
Каким путем в Украине нужно бороться с цифровым пиратством: через качество легального продукта и его доступность или через законодательные ограничения?
Я думаю тут нужен комплекс мер от государства и вендоров. Про роль государства уже рассказала, а вендорам стоит пристальнее посмотреть на ситуацию в стране и скорректировать свои лицензионную и ценовую политики.
Действуют ли для Украины локальные цены на цифровые продукты и ПО, видите ли вы необходимость снижения стоимость импортных продуктов? Какой средний чек в вашем магазине?
Да, многие вендоры работают по единому европейскому прайсу, но со специальным дискаунтом для той или иной страны, Украина – не исключение. Например, Dr.Web, Eset, "1С:Підприємство", «Битрикс», Abbyy используют фиксированный прайс в гривне с плавным повышением цен не чаще, чем раз в квартал/полгода. Kaspersky для Украины использует специальную скидку для нашего рынка. Другие продукты наш пользователь покупает в гривне, но по курсу, который сегодня показывает не лучшую динамику.
Понижение цены на 50% в «черную пятницу» показало, что спрос на легальный софт велик.
Эксперимент с глобальным понижением цены на 50% в «черную пятницу», которую поддержали единицы разработчиков, показал, что спрос на легальный софт велик. Но цену в 100% кошелек украинского пользователя не выдерживает. Исходя из этого, могу сказать, что если понизить цену в 2 раза на все продукты, то спрос вырастет в разы. Вопрос скорее к вендорам, готовы ли они на эксперимент?
Какая доля сегодня на рынке ПО украинских разработок и решений? Есть ли необходимость в увеличении процента отечественного продукта или нет никакой разницы, где было создано программное решение?
Украинских продуктов в нашем каталоге единицы, общий объем продаж около 1%, не более. Вопрос не в стране разработки, а в том, насколько адаптирован продукт к нашим реалиям и задачам пользователя. Пока украинские разработчики предпочитают работать на западном рынке, и их можно понять.